Нетрадиционный способ проникнуться историей Франции
Еще немного про Францию. Я не любитель кладбищенского туризма. Хотя древний совет "memento mori", конечно, справедлив, но обычно предпочитаю изучать достопримечательности, которые вызывают более позитивные эмоции.
Однако, в топ 10 мест, которые необходимо увидеть в Париже, входит кладбище Пер-Лашез - одно из самых известных захоронений в мире, а простые парижане с удовольствием ходят сюда гулять настраиваться на мирный лад. Что примечательно, именно здесь покоится Фредерик Шопен, автор "Сонаты для фортепиано № 2", часть которой стала Траурным маршем, как и многие, лежащие здесь, похороненный под ее звуки.
До конца XVII века богатых парижан хоронили на церковных кладбищах. А в начале XVIII века на склонах холма в квартале Бельвиль было открыто городское кладбище на том месте, где когда-то стоял дом отца Лашеза, исповедника Людовика XIV «Короля-Солнце». Отсюда и пошло название кладбища – Пер-Лашез. Сначала парижане не хотели хоронить усопших родственников вдали от города и простом квартале, но, чтобы поднять «престиж» кладбища Пер-Лашез, сюда были перенесены останки известных людей, например, Элоизы и Абеляра, Мольера и Лафонтена. Сейчас Пер-Лашез – крупнейшее из двадцати кладбищ Парижа (40 гектар), на котором похоронено много известных людей, деятели науки и культуры, военные и политические деятели, среди которых Эдит Пиаф, Оскар Уайльд, Жорж Бизе, Марсель Пруст, Бальзак, Камиль Писарро, Мольер, Эжен Делакруа, Сара Бернар, Айседора Дункан, Симона Синьоре, Фредерик Шопен, Ив Монтан, Джим Моррисон и другие.
Пер-Лашез, по сути, это миниатюрный город, с правильной планировкой, указателями из кованого железа и ухоженными мощеными аллеями, настоящий город «город мертвых». Помимо размеров, кладбище отличается необыкновенной атмосферой – прекрасное скорбное пристанище, со склонами-террасами и великолепными старыми деревьями (каковых насчитывается около 6 тысяч), которые простирают свои ветви над поросшими мхом могилами, как бы оберегая их от окружающего мира.
Среди 700 000 здешних склепов и богатых надгробий особенно выделяется могила писателя Оскара Уайльда, основание которой покрыто губной помадой – результат поцелуев, оставленных преданными поклонницами. Могила украшена скульптурой работы Джейкоба Эпстайна, изображающей таинственного крылатого посланца Фараона (скульптура была варварски лишена своей выдающейся детали, которую, как говорят, в последний раз видели в кабинете директора кладбища, используемую в качестве пресса для бумаг). Надпись на могиле – это скорбная цитата из произведения Уайльда «Баллада Редингской тюрьмы». Сейчас надгробие застеклили.
На участке № 92 похоронен журналист Виктор Нуар, застреленный в возрасте 22 лет принцем Наполеоном за то, что тот осмелился критиковать высочайшую особу, он изображен в натуральную величину лежащим на спине в момент смерти, полностью одетый, с упавшей у ног шляпой. Однако могила Нуара стала знаменитой вовсе не из-за борцов против запрета на нетрадиционные памятники, а как счастливый амулет – выдающийся анатомический орган скульптуры блестит от многочисленных прикосновений женщин, которые считают, что это исцелит их от бесплодия.
Могилы многих из ушедших от нас знаменитостей бывают ничем не примечательны. Например, могила роковой женщины Колетт сама по себе довольно скромная, но всегда украшена цветами. То же самое можно сказать о могилах божественной Сары Бернар (участок № 44) и великой певицы Эдит Пиаф (участок № 97). Марсель Пруст похоронен в обычной могиле в фамильном склепе из черного мрамора (участок № 85). Через дорогу находится не слишком хорошо сочетающийся с остальной частью кладбища Крематорий (участок № 87), сооруженный, без каких-либо поправок, по образцу собора Святой Софии в Стамбуле, с такими же куполами и минаретами.
Однако наибольшее впечатление производят мемориалы, связанные с гибелью большого числа людей; они вызывают такие сильные чувства, что превращают солнечную прогулку по Пер-Лашез в гораздо более скорбное мероприятие. На участке № 97, который обычно называют «уголком мучеников», Вы увидите мемориалы жертвам нацистских концлагерей, казненным участникам Сопротивления, но также и тем, кто никогда не был наказан за геноцид времен Второй мировой войны. Создававшие эти памятники скульпторы были безжалостны в изображении актов насилия, а также принуждения сотрудничать с врагом, что приводило людей к деградации и смерти.
И наконец, на кладбище представлено свидетельство одного из наиболее кровавых моментов во французской истории – это Стена коммунаров (участок № 76), место, где в решающие дни боев 1871 года были построены и расстреляны последние отряды защитников Парижской коммуны.
После яростного преследования среди могильных плит здесь было поймано и убито 147 человек, а еще около тысячи убитых коммунаров были привезены сюда и сброшены в общую могилу. После этих событий стена стала местом паломничества людей с левыми взглядами и остается таковой и поныне. По иронии судьбы человек, который отдал приказ о расстреле, – Адольф Тьер – похоронен на этом же кладбище, в центре участка № 55.